Статьи

Вчера в уличном пространстве будущего Арктического музея современного искусства города Норильска представила через перформансы новую серию картин-чумов «Послание тундры» экспериментальной передвижной выставки «По краям материка». Работы на самодельных «холстах» создавались в тундре, в уединении у костра. Вода для рисования бралась изо льда озера. Мне кажется, картины насквозь пропитались всем окружающим. Запахом, ветром, воздухом. Дождём, солнцем, полярным днём. Ветками, корягами, мхом, камнями, землёй. Моим состоянием, молчанием, размышлениями, разговорами, откровением с тундрой, её энергетикой. Работы стали для меня эмоциональной памятью. Некой связью с миром тундры. Неким её посланием, напоминанием о родственности с человеком, его естеством.


На мой взгляд, Норильск – это произведение современного уличного искусства. Это город перформансист. Его щедрость безгранична в изобилии идей. Это город перформансист.


Люблю гулять по ночному Норильску и в полярный день. Делаю это редко. Но когда появляется возможность, брожу до утра. Ноги несут сами в неизвестные дворы, улицы, строения, ландшафты. Названий улиц не смотрю, только в случае вызывания такси для возвращения. Мне кажется, когда на прогулке не стремишься к ориентированию на местности и оценочным определениям, то появляется ощущение невесомости, не реалистичности. Открывается мир заново, проживание в состоянии младенчества. Появляется присутствие тонкой материи, перехода между материальным и чем-то другим. Возникает абсолютно непривычное видение. Мне кажется, город, построенный людьми, живёт самостоятельно, по законам своего мироздания. Он создаёт свои поистине настоящие произведения искусства, перформансы.

Что такое, или кто такой, уличный театр абсурда? Попробую объяснить. На мой взгляд, это некий организм, способный объявить, например, день не падающих людей. При этом он заполняет сломанный холодильник речным песком и, двигаясь с ним по городу, засыпает скользкие ледяные ступеньки лестниц. У больниц, детских садов, школ, магазинов и других многолюдных учреждений. Некий перформанс, ориентированный на помощь жителям, что бы те не падали. Абсурдность в том, что не специальные службы, а театр занимается подобным делом. Да ещё и не в стандартной форме, с выразительным гротесковым средством - сломанным холодильником. Почему?

Арт-резиденций сегодня в России не много, скорее всего, не более десяти. Самая первая из них, под названием «Звозландия», появилась много лет назад. В деревне Звоз Холмогорского района Архангельской области. Она живёт, процветает и сегодня. Благодаря команде единомышленников известной поморской художницы Лидии Кузнецовой. Арт-резиденция востребована среди художников, людей искусства разных поколений. Она – это целая эпоха. Она непременно является одним из культурных достояний, визитной карточкой современного искусства в России. Поэтому, на мой взгляд, автор публикации «7 главных арт-резиденций России» на сайте Стрелки не упомянули её. Этой арт-резиденции не важно, что кто-то определяет «главных», у неё другой уровень. На мой взгляд, будет ценным, если появятся эксперты, исследователи, кто будет глубоко заниматься темой существующих, появившихся, зараждающихся арт-резиденций. Если мы говорим о развитии, обмене опытом, единой концепции, ансамбле арт-резиденций в России. Во благо.
PolArt-резиденцию Музеев Норильска мы всегда называли Полярной. Теперь у меня родилось к ней ещё одно название. Не главная.

Нахожусь под большим впечатлением от форума «Город-это мы», организованного NN Мир новых возможностей в Норильске. Начиная от дизайна, оформления. Стильности, утончённости. Этики, эстетики, художественного вкуса через индивидуальный диалог с городом, его жителями. На мой взгляд, это один из ключевых просветительских моментов в подготовке и проведении чего-либо. Когда организаторы относятся к мероприятию как произведению искусства, они создают нечто прекрасное. В пространстве, сотканном с большой любовью к людям, месту, действительно, ощущаешь, что здесь всё-всё вращается вокруг человека, личности. Форум покорил не только этим.

На мой взгляд, благодаря развитию специфического, самобытного уличного искусства в городах Арктики возможно появление источника совершенно новых видов, стилей, направлений, жанров. Речь идёт не только о богатстве снега и формах творчества. Рассматриваю индивидуальность уличного искусства в городах Арктики, и как неотъемлемую часть стремления в улучшении качества жизни людей, сервиса обслуживания. Достойного отношения к жителю, горожанину. К человеку, личности. Как одну из возможностей в решении социальных, жизненно необходимых вопросов в городах с суровыми климатическими условиями. Речь идёт не о слепом копировании с разных регионов существующих проектов, фестивалей и салютов. А о совершенно новом, авторском, ручном. Даже если в реализуемом есть преемственность, то с подходом неповторимости, со знаниями о территории. В хорошем уличном искусстве, на мой взгляд, важно не просто провести мероприятие на «ура» и «вбухать» в него много денег. А что бы при разумных материальных затратах оно стало действенным. Способствовало, помогало, решало, изменяло, зарождало, создавало.